Восстановление авторынка России начнется при ключевой ставке 15-16%
Продажи новых автомобилей в России понемногу растут, однако о значительном оживлении рынка говорить пока рано. По мнению экспертов, полноценное восстановление спроса начнется лишь при снижении ключевой ставки до 15-16%.
В августе 2024 года россияне приобрели 122 тысячи новых автомобилей, что стало рекордом для этого года, однако на 25% ниже показателей прошлого августа. Небольшой рост продаж связан с тем, что некоторые китайские бренды активно субсидируют кредитные ставки, предлагая покупателям условия под 14-15% годовых.
Снижение ключевой ставки Банком России, запланированное на 12 сентября, может стимулировать спрос. Если ставка действительно понизится на два процентных пункта, это приведет к перетоку средств с депозитов в потребительские расходы, включая покупку машин.
Тем не менее, рынок по-прежнему перегружен: на складах остаются около 300 тысяч непроданных автомобилей. Производители и дилеры вынуждены снижать цены, иногда даже ниже себестоимости, чтобы избавиться от залежавшихся запасов. Некоторые автозаводы, включая предприятия «АвтоВАЗа» в Ижевске и Тольятти, рассматривают переход на четырехдневную рабочую неделю из-за сниженного спроса.
На рынке наблюдается перераспределение долей между брендами. Китайские компании активно выводят новые марки, такие как Belgee (Geely) и Tenet (Chery), тогда как продажи большинства производителей снизились.
Вторичный рынок автомобилей остается стабильным, так как средняя стоимость подержанных машин вдвое ниже новых, что делает их привлекательным вариантом для покупателей при ограниченном бюджете.
В ближайшее время правительство может ввести дополнительные меры поддержки автопрома, включая льготное кредитование. Также обсуждается смягчение требований к локализации для китайских брендов, чтобы снизить затраты на утилизационный сбор.